В Вознесенский кафедральный собор г. Колпашево будет принесена великая святыня – ковчег с частью Ризы Пресвятой Богородицы

  12 марта 2018 года отмечается пятилетие создания Колпашевской епархии и образования Томской митрополии. В связи с этим знаменательным событием по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Вознесенский кафедральный собор г. Колпашево из Троице-Сергиевой лавры будет принесена великая святыня – ковчег с частью ризы Пресвятой Богородицы.Встреча святыни состоится 16 марта в 17.00. в Вознесенском соборе г. Колпашево. Ковчег с частью ризы Пресвятой Богородицы будет находиться в соборе до 19 марта. Доступ к святыне будет открыт с 8.00. до 18.30. Молебны Божией Матери будут совершаться ежедневно в 11.00. и 17.00. В дни пребывания святыни на молебны будут приниматься записки о здравии. Последний молебен будет совершен 19 марта в 17.00., после чего святыня покинет пределы Колпашевской епархии.

 

История великой святыни – чудотворной Ризы Пресвятой Богородицы.

Часть ризы Пресвятой Богородицы, хранящаяся в Троице-Сергиевой Лавре.

          Известный учёный, философ и искусствовед священник Павел Флоренский называл Троице-Сергиеву Лавру сердцем России и её лицом. «Чтобы понять Россию, надо понять Лавру», — говорил он. Сюда со всего мира стекаются паломники, чтобы перед священной гробницей игумена Земли Русской преподобного Сергия Радонежского излить свою душу и возвратиться домой обновленным и одухотворенным. «Если бы возможно было воспроизвести писанием всё, что соединилось с памятью Преподобного, — писал великий русский историк Василий Осипович Ключевский, —  что… было молчаливо передумано и перечувствовано пред его гробом миллионами умов и сердец, это писание было бы полной глубокого содержания историей нашей всенародной политической и нравственной жизни».

Лавра поражает великолепием своих храмов, чинностью богослужений, духовной жизнью ее насельников, обилием исторических и художественных памятников нашего народа. Кроме мощей преподобного Сергия здесь бережно сохраняются и другие многочисленные святыни. Многие из них располагаются в Серапионовой палате. Так называется пристройка к самому древнему лаврскому собору – Троицкому. Своё название палата получила от находящейся здесь среди других святынь гробницы с мощами святителя Новгородского Серапиона. Она была возведена в 16-м веке на том самом месте, где ранее находилась келия преподобного Сергия.

Серапионова палата в Троице-Сергиевой Лавре, где хранится часть Ризы Пресвятой Богородицы.

Именно здесь он нес свой молитвенный подвиг, здесь преподал благословение на битву с Мамаем великому князю Димитрию Ивановичу Донскому и здесь однажды сподобился явления самой Царицы Небесной. «Когда в первый раз попадаешь сюда, — делится своими впечатлениями один из паломников, —  испытываешь удивительное чувство причастности Небу, которое трудно выразить словами».

Именно здесь, под сводами палаты и хранится величайшая святыня – частица Ризы Пресвятой Богородицы. Непрерывной вереницей тянутся сюда люди разные по возрасту и образованию, профессии и социальному положению. С любовью они касаются устами священного ковчега, прося у Божией Матери благословения на благополучие в семейной жизни, на рождение и достойное воспитание детей, испрашивают защиты от врагов и злых обстоятельств, исцеления от различных недугов. И Царица Небесная всех их ограждает и покрывает Своей священной ризой, каждому простирает с небесных высот руку Своей помощи.

Ковчег с частью Ризы Пресвятой Богородицы

Этот ковчег крайне редко покидает стены древней Лавры. Но в марте 2018 года по благословению священно-архимандрита Троице-Сергиевой обители Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в ознаменование пятилетия образования Томской митрополии эта святыня, а вместе с ней Сама Пресвятая Богородица,  отправляется в дальний путь, длиной в 4 тысячи километров. Её путь – в Томск, к сибирякам, для того, чтобы благословить их и поддержать на жизненном пути.

Благодатная сила святыни

          Некоторые могут сказать: «Для чего нам необходимо соприкосновение со святыней, чтобы получить помощь от Бога или Его Пречистой Матери? Разве мы не можем и вдали от святынь обращаться к Богу с молитвой и получать от Него защиту на любом месте?»  Конечно же, можем. Но Господу угодно нам, облеченным плотью людям, являть Свою Божественную силу и через материальные предметы, являющиеся святынями.

В Евангелии повествуется о несчастной женщине, двенадцать лет страдавшей кровотечением и не нашедшей никакой помощи у врачей. Увидев окруженного народной толпой Иисуса Христа, она пробралась к Спасителю и, не смея Его побеспокоить просьбой об исцелении, с верой прикоснулась к краю Его одежды и моментально исцелилась.

Новозаветная книга Деяний святых апостолов, сообщая о проявлении дивной силы Божией в юной христианской Церкви, рассказывает, как на страдающих от различных болезней возлагали части одежд апостола Павла (его пояса и платы), и те исцелялись (Деян.19: 12). И даже тень проходящего апостола Петра облегчала людские страдания (Деян.5:15).

Материальные предметы преисполняются Божественной силы и благодати тогда, когда к ним прикасается Господь, когда Он по своей милости делает эти предметы орудиями Своего милосердия. Вспомним ветхозаветного пророка Моисея, которому явился Бог в среде огня, охватившего купину. Из среды пламени пророк услышал голос Бога, говорящего: «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь есть земля святая» (Исх.3:5). Земля стала святыней, так как к ней прикоснулся явившийся Господь.

Такой преисполненной благодатной силы святыней является и многоцелебная Риза Пресвятой Богородицы, через которую Сам Бог, по молитвам Пречистой Своей Матери, совершает дивные и славные чудеса. По молитве перед этой святыней многие бездетные родители обретают радость отцовства и материнства, больные получают силы к уврачеванию недугов, отступают неурядицы и печали личной жизни, обретается защита от различных проявлений зла, утоляются скорби мятущейся души. Соприкосновение с этой святыней многим, страдающим разного рода зависимостями (алкоголизмом, наркоманием, игроманией и проч.), преподаются силы к их преодолению.

История появления Ризы Богоматери в Константинополе

          Христиане, благоговейно относясь к почитанию Пресвятой Богородицы, бережно сберегали и пронесли через века священные предметы, связанные с Той,  Которая удостоилась стать Матерью Спасителя мира. Одной из таких, сохранившихся до наших дней реликвий, является Пояс Пресвятой Богородицы, хранящийся в монастыре Ватопед на Святой Горе Афон. Впервые в истории он доставлялся в Россию в 2011 году. Тогда к этой святыне смогли подойти и вознести перед ней молитвы более 3 миллионов человек. Еще одной сохранившейся святыней является мафорий (или омофор), то есть головной убор Божией Матери. Он хранится в одном из соборов Франции, куда был передан в 7 веке византийским императором королю Карлу Великому. Но особым благоговейным почитанием окружена Честная Риза Пресвятой Богородицы (Её хитон, или одежда). Эта риза покрывала тело Пресвятой Богородицы во время Её земной жизни. Этой честной ризы касался и Сам Господь наш Иисус Христос, Которого Дева Мария носила на руках в годы Его младенчества. Поэтому одеяние Божией Матери преисполнено благодати Святого Духа, является источником благословения, исцелений и защиты с благоговением и любовью к нему касающихся.

Перед Своим славным успением Пресвятая Богородица завещала Свою ризу одной благочестивой девице из города Назарет. Та бережно хранила эту святыню всю свою жизнь и перед кончиной передала другой девице из своего рода. Так продолжалось несколько поколений.

В V веке два брата, приближенные византийского императора, знатные патриции Гальвий и Кандид, отправились на поклонение святым местам в Палестине. Придя в Назарет, город, где провела Свою юность Дева Мария и где Она приняла Благовeщение от архангела Гавриила, они остановились ночевать в доме благочестивой женщины. В одной из комнат они почувствовали сильное благоухание ладана, кроме того, на подсвечниках там горело множество свечей. Иногда в эту комнату какие-то люди заносили тяжелобольных. Это было так необычно, что вельможи спросили хозяйку, что это значит? Она рассказала им, что хранит у себя дорогую святыню – ковчег с ризой Богородицы, от которой происходят многие чудеса и исцеления. Поведала и о том, как ей досталась эта дорогая святыня, сокрушаясь, что в ее роде уже нет девицы, которой она могла бы доверить это служение. Благочестивые братья возгорелись одним пламенным желанием – чтобы бесценное сокровище досталось христианам царствующего града – и в горячей молитве просили Пречистую Деву не возбранять им взять ризу в Константинополь.

Патриарх Цареградский Геннадий и император Лев Великий (457–471), узнав о принесении Ризы Богоматери в столицу, со священным трепетом приняли решение поместить ее в самом  почетном месте города.  Во Влахернах, около берега моря, был воздвигнут новый храм в честь Богоматери. Храм находился поблизости от дворцовых покоев императора: крытые переходы соединяли храм и дворец. 2 июля 458 года Патриарх Геннадий с подобающим торжеством перенёс священную ризу во Влахернский храм. В этот день установлен праздник «положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне». Впоследствии в ковчег с ризой Богородицы положены были Её святой омофор и часть Её пояса.

Икона положения Ризы Богородицы во Влахерне.

Историк VI века Никифор Каллист упоминает об этой реликвии, говоря, что «риза Богоматери сохранялась в этом храме и доселе сохраняется как защита для города, подавая различные исцеления и чудесами своими побеждая естество и время».

Но Пресвятая Дева являла защиту и покров не только отдельным людям, но не раз защищала от бед город Константинополь и всю империю.

Так весной 626 года огромная армия персов и хазар подступила к столице. Императора Византии Ираклия в тот момент в городе не было, и руководство Константинополем возложили на Патриарха Сергия (610–638). Жители столицы не смогли оказать должного сопротивления врагу, и персы ворвались в город. Тогда Патриарх вынес Ризу Пресвятой Богородицы и вместе с народом начал горячо молиться, прося защиты у Матери Божией. Согласно историческому источнику, в это время внезапно налетел страшный ураган и уничтожил врага, дошедшего уже до Влахернского храма, а в бушующем море затонули все неприятельские суда.

Такую же дивную защиту Пресвятая Богородица даровала царствующему городу, хранящему Её ризу, во время осады Константинополя аварами в 626, персами – в 677, арабами – в 717 годах. Особенно знаменательны для нас события 860 года, тесно связанные с историей Русской Церкви.

Чудо от Ризы Пресвятой Богородицы в 860 году

          В 860 году наши далекие предки стали свидетелями еще одного чуда, явленного Божией Матерью через Свою Ризу.

18 июня 860 года русский флот князя Аскольда, в составе более 200 ладей, опустошив берега Черноморья и Босфора, вошел в бухту Золотой Рог и угрожал Константинополю. Не видя сопротивления, россы грабили предместья столицы и возводили  укрепления для осады.  Император Михаил III (842–867), остановив начатый поход на арабов, вернулся в столицу, но без войска; всю ночь он молился, простершись ниц на каменных плитах храма Влахернской Божией Матери, где хранилась Риза Богоматери.  Святой Патриарх Фотий обратился к пастве с проповедью, призывая слезами покаяния омыть грехи и в усердной молитве прибегнуть к заступничеству Пресвятой Богородицы.

Опасность возрастала с каждым часом. «Город едва не был поднят на копье».  Патриарх Фотий со всем народом, совершив усердную молитву Богоматери перед ковчегом с Её ризой, обнес святыню вокруг городских стен с надеждой на помощь свыше. «Тогда мы, – вспоминал позднее свидетель и участник происходивших событий патриарх Фотий, – оставшись без всякой защиты и не имея помощи от людей, воодушевлялись надеждами на Матерь Слова и Бога нашего, Ее просили умолить Сына и умилостивить за грехи наши, Ее дерзновение призывали во спасение, Ее умоляли покрыть нас покровом Своим, как стеною нерушимою, и сдержать дерзость варваров, смирить их гордость, защитить отчаявшийся город и побороть врага и уберечь собственную паству Ее, когда Ее ризу носили все до одного со мною для отражения осаждающих и защиты осажденных, усердно совершали прилежные моления и литии».

По свидетельству первой русской летописи «Повесть временных лет» и различных греческих хроник (Георгия Амартола, Льва Грамматика, Феодосия Метиленского), 18 июня 860 года, патриарх Фотий во главе Крестного хода обошел стены осажденного города. Приблизившись к морю, он на глазах у неприятеля опустил в волны залива Золотой Рог край ризы Божией Матери.  Внезапно поднялась сильная буря. Флот россов стал терпеть бедствие, многие их ладьи были разбиты о скалы или, опрокинувшись, потонули. Это чудо и благодатная сила Ризы Богоматери смягчили сердца неприятелей, заставили их снять осаду и удалиться.

«Тогда, — свидетельствовал патриарх Фотий, —  по неизреченному человеколюбию, при Материнском дерзновенном ходатайстве, Бог преклонился, и гнев Его утих, и помиловал Господь достояние Свое. Поистине эта пречестная риза есть одежда Матери Божией. Носилась она вокруг этих стен – и неприятели, непостижимо как, обращали к ней тыл свой. Покрывала она город – и осадная насыпь их осыпалась, как по данному знаку. Приосеняла она осажденных – и осада неприятелей не удалась, сверх чаяния, которым они окрылялись. Ибо, как только девственная Риза эта обнесена была по одной стене, варвары сняли осаду города, и мы избавились от ожидаемого плена и сподобились неожиданного спасения. Нечаянно было нашествие врагов, неожиданно совершилось и удаление их. Чрезмерно негодование Божие, но неизреченна и милость. Невыразим был страх от них, но презренно было и бегство их».

Патриарх Фотий погружает в море Ризу Богоматери. Миниатюра лицевой летописи.

          Но россы удались от стен Царьграда ненадолго. Уже через несколько месяцев в Константинополь прибыло русское посольство для заключения договора «любви и мира». В условия мирного договора входило очень важное положение о Крещении Киевской Руси и присылке на Русь епископа и духовенства.  «Они, — радостно отмечал в своем Окружном послании Святейший Патриарх Фотий в 867 году, —  променяли языческое нечестивое учение, которое содержали прежде, на чистую и неподдельную христианскую веру». Таким образом, задолго до Крещения Руси при князе Владимире, была образована Русская епархия Константинопольской церкви. Князь Аскольд был крещен с именем Николай. Приняла святой Крещение и значительная часть княжеской дружины. В Киеве и других русских городах появились христианские храмы.

Чудо Богородицы при князе Андрее Боголюбском

          Кто бывал в древнем городе Владимире на Клязьме, не мог не обратить внимания на удивительный памятник древнерусского каменного зодчества – Золотые ворота, построенные по повелению князя Андрея Боголюбского в 1164 году. Но мало кто знает, что храм на этих вратах был посвящен Положению Ризы Пресвятой Богородицы. И это не случайно. Андрей Боголюбский бывал в Константинополе и, конечно, имел возможность молиться перед Ризой Пречистой Богоматери. Он хотел, чтобы и его удел был храним силой этой святыни, чтобы пречистая Дева даровала ризу тела Своего, как «державное граду обложение, необоримую стену, исцелений сокровище, чудес источник, пристанище спасительное».

Золотые ворота в г. Владимир с надвратной Ризоположенской церковью

          Чудо заступления Пресвятой Богородицы было явлено уже при строительных работах. Князь Андрей Боголюбский торопился снять леса и кружала с ворот до праздника Пасхи. Однако к тому времени штукатурка не до конца просохла и обвалилась. Обрушилась и часть кладки, похоронив под собой 12 человек. Князь Анрей взмолился к Пресвятой Богородице о спасении пострадавших, говоря, что иначе он будет себя считать виновником их гибели. Завалы были разобраны, а все погребенные под ними оказались целыми и невредимыми.

Часть Ризы Богоматери в Москве

       В конце 14 века жил и трудился на благо Церкви Христовой архиепископ Суздальский Дионисий. После кончины митрополита Московского Алексия именно его рекомендовал на первосвятительскую кафедру преподобный Сергий Радонежский. Хотя великий князь Димитрий Донской отдал предпочтение своему духовнику Михаилу (Митяю), впоследствии и Дионисий возглавит Русскую церковь. Во время своего нахождения в Константинополе для решения вопроса замещения митрополитичей кафедры он сблизился с патриархом. Это позволило Дионисию воспринять в столице Византии многие святыни, которыми был богат Царствующий град. Среди этих святынь была и часть Ризы Пресвятой Богородицы. Она была доставлена святителем Дионисием в Москву и стала одной из главных святынь московского великокняжеского рода. Местом её хранения стал Благовещенский собор Московского Кремля. Хранившая прежде столицу Византии, святая Риза Богоматери  спасала теперь от неприятеля и первопрестольную Москву.

На Соборной площади Московского Кремля, с западной стороны Успенского собора расположилась небольшая, изящных архитектурных форм, церковь Ризоположения. Этот храм – еще один памятник благодатной помощи Царицы Небесной, которую она явила через Свою Ризу.

Церковь Ризоположения. Московский Кремль.

В 1451 году, во время правления великого московского князя Василия Тёмного, степные кочевники под предводительством ногайского хана Мазовши вторглись на русские земли, подвергая их разорению и разграблению. Также татары безжалостно убивали или захватывали в плен мирных поселян, сея ужас вокруг себя. В конце июня кочевники подступили к Москве. Они сожгли вокруг столицы многочисленные посады и приступили к осаде беззащитного города. Осажденные в Кремле задыхались от дыма. Перепуганный князь бежал, ища спасения за рекой Дубной. В Москве оставался митрополит Московский и всея Руси Иона. Он вместе с москвичами усердно молился Пресвятой Богородице перед ковчегом с Её чудотворной Ризой о спасении Москвы и Русских земель от жестоких кочевников. Склонив колени, он умолял Пречистую Деву защитить их так, как когда-то Своей Ризой Она оградила и защитила Константинополь. И чудо не заставило себя ждать. 2 (15) июля 1451 года, как раз в день церковного праздника Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, рано утром, когда дым от пожарища рассеялся, оказалось, что татары неожиданно ушли, побросав всё награбленное ими имущество. В память чудесного спасения Москвы усердием митрополита Ионы и была построения церковь Ризоположения, которая стала домовым храмом московских митрополитов. Первоначально церковь была деревянной, но в 1486 году при митрополите Геронтии вместо нее возвели храм каменный, сохранившийся и до наших дней.

Кроме части Ризы Пресвятой Богородицы, привезенной в Москву святителем Дионисием Суздальским, и хранившейся в кремлевском Благовещенском соборе,  в 17 веке стараниями сподвижника царицы Софьи Алексеевны князя Василия Васильевича Голицына в Россию был доставлен еще один реликварий с частью Ризы Божией Матери. Местонахождением этого ковчега со святыней стал Успенский собор Московского Кремля. После революции 1917 года обе святыни оказались в запасниках кремлевских музеев. В 2008 году ковчег с частью Ризы Пресвятой Богородицы президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым был возвращен Русской Православной Церкви. В настоящее время одна часть ризы Пресвятой Богородицы хранится в храме Христа Спасителя, а другая – в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры.

Серапионова палата. Ковчеги со святынями. В центре – Риза Богоматери.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *