20-21 сентября в день Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, ключарь Вознесенского собора иерей Алексей Коновалов возглавил Всенощное бдение и Божественную Литургию, ему сослужил диакон Георгий Полещиков.
«НЫНЕ РОДИЛАСЬ МАРИЯ!»
Панегирик на Рождество Богородицы
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней.
Тропарь праздника
Возлюбленные верующие!
Есть тайные радости, которые нельзя выразить, они остаются сокровенными в сердце человека, живут сами по себе и умирают вместе с человеком. Есть радости, которые молчат, и радости, которые говорят. Есть радости семейные, которые не выходят за порог дома долгое время, а может, и никогда. Иногда же бывают радости невообразимые, которые не вмещаются в сердце человека, о них хочется рассказать и другим, чтобы сразу несколько сердец ощутили их благословение.
Такая радость, о которой тысячи лет воздыхали все, излилась сегодня на всю землю с рождением Матери Божией. Малая вначале и незаметная, радость о рождении Девы Марии не выходит за порог дома старых и божественных родителей Ее, Иоакима и Анны. Но в скором времени радость эта просочилась на улицы маленького Назарета, прошла Галилею, объяла Иерусалим, наполнила всю землю, от одних краев до других. Ее носили в сердце веками, носили и чтили с такой верой и благоговением наши предки, украшали изрядными молитвами и хвалебными песнопениями к Матери Божией.
Радость о рождении Пресвятой Девы Марии постучалась сегодня и в наши двери, тронула наши сердца и призвала нас собраться в святые храмы, чтобы вместе возрадоваться духовно, помолиться, воспеть и испросить помощи у Владычицы нашей Богородицы, почитая рождество Ее всем, что только у нас есть самого чистого, лучшего, избранного.
Так нас воспитали и научили родители наши, так приучили прадеды, так заповедали нам делать все святые Церкви нашей. Нет святого, который не принес бы хоть слово похвалы Матери Божией, с Которой пришло спасение всему миру. Ее воспевали ангелы с небес и люди с земли. О Ней вещали пророки. О Ней говорил Сын Божий. Ее восхваляли святые апостолы.
Имя Ее часто поминали мученики в цепях, преподобные в пустынях, матери у изголовья детей, девы в горячей молитве, старцы в час кончины, больные в горниле страданий, сироты в годину испытаний, вдовы в скудости своей, нищие в лишении своем, путники в опасностях, малые младенцы.
Матерь Божию почитают равно силы свыше и христиане долу, ангельские чины и род человеческий
Матерь Божию почитают равно и силы свыше, и христиане долу, ангельские чины и род человеческий, серафимы с небес и монахи на земле, престолы небесные и господства земные, херувимы и архангелы, ангелы и святые, христиане повсюду вместе со всяким дыханием. Подобает же и нам восхвалить Богородицу, сойдя умом нашим в малый Назарет, туда, где воссияла первая в мире радость с рождением Девы Марии.
Придите же, празднолюбцы, посмотрим, какое диво дивное совершилось ныне в доме Иоакима. Придите, матери чадолюбивые, посмотрим, Кого держит в объятиях Анна. Придите, невесты, уготованные в наряды человеческие, посмотрим, какую Невесту неискусомужную приготовил Себе Иисус Христос. Придите, избранные девы, посмотрим, какая Дева непорочная ныне на свет родилась.
Придите все, братья христиане, посмотрим, о Ком говорит Исаия, о Ком возвещает Давид, Кого восхваляет архангел Гавриил, Кого празднует теперь Церковь Божия. Придите, посмотрим, Кого родила в старости Анна неплодная, отчего так радуется старый Иоаким, отчего улыбаются грешные в аду, отчего ликуют святые на небе, почему не стонет более Ева, отчего умолк бедный Адам.
Придите, посмотрим, почему ныне радуется всё христианство, почему звенят так звонко колокола, почему украшаются ныне святые храмы в столько цветов и похвальных песнопений.
Придите, святые, восхвалим ныне Избраннейшую из святых. Придите, ангелы, почтим теперь Честнейшую херувим и Славнейшую без сравнения серафим. Придите, святые апостолы, возвеличим Ту, Которая прежде вас Христа проповедала. Придите, мироносицы жены, воспразднуем Ту, Которая прежде вас у Креста Иисусова воздыхала. Придите, матери, Матерь Жизни нашей едиными усты восхвалим. Придите, девы, чтобы Деву радостными песнями возвеличить. Придите, младенцы, чтобы Младеницу Марию со светильниками встретить. Придите, пустынники, придите, путники, придите, больные, придите, смертные, чтобы Защитницу и Ходатаицу нашу ныне обрести и вместе восхвалить.
Придите, братья христиане отовсюду, устроим ныне великий пир радости в доме Давидовом, ибо ныне родилась Надежда спасения нашего. Ныне явилась в мир Обитель Сына Божия. Ныне приблизилось исполнение времен, ныне возвысилась Гора несекомая, ныне воздвиглась Клеть нехоженая, ныне явилась Храмина небесная. Ныне родилась Мария!
Ныне простерлась лествица примирения между человеком и Богом, воссияла заря спасения нашего
Ныне простерлась лествица примирения между человеком и Богом, ныне вспыхнула купина, огнем неопалимая. Ныне воссияла заря спасения нашего на земле, ныне освятился сосуд избрания Божия. Ныне родилась Мария!
Ныне ликует от радости христианство, ныне заливается светом солнце, ныне радуется луна, ныне шепчутся звезды, ныне собираются в букет цветы, ныне сочетаются в гармонию краски, ныне в один голос звучат песнопения, ведь ныне родилась в Назарете Мария!
Ныне светильник Божественный возжегся, ныне роза в Назарете расцвела, ныне лилия в Галилее языческой прозябла. Ныне сокровище мира обретено. Ныне родилась Мария!
Ныне заливаются в пении птицы, ныне единым сердцем молятся христиане, ныне единомысленно веселятся девы, ныне сорадуются небесные с земными, ныне в один голос поют младенцы, ведь ныне родилась Раба Господня Мария!
О рождении Девы ныне возвеселимся. Лилией непорочной восхитимся, сокровище Назарета добродетелями стяжем, жемчужину мира покаянием купим, источник благодати смирением взаймы возьмем, дверь заключенную ключом молитвы отопрем, цвет избранный милостыней обретем. Ковчег небесный в сердцах наших с любовью понесем, Матерь Жизни материнской любовью Матерью нашей соделаем, Церковь живую, Ходатаицу нашу, Младеницу Деву Марию немолчными славословиями и похвальными пениями присно воспоем. Чтобы ныне Ходатаицу нашу унаследовать, чтобы таким образом сердце спасения улучить, чтобы так, молитвами Ее, рай и Самого Христа в дар получить.
Рождением Матери Божией примиряется Назарет с Сионом, Галилея с Иудеей, грек с евреем, небо с землей, Бог с человеком, бедный Иисус с горестным Адамом. По молитвам Матери Божией соединяются святые церкви, примиряются народы, приходят к пониманию люди, успокаиваются бури, укрощаются моря, утоляются воды искушений, откладывается всякая ненависть и месть. Она молится о нас, когда мы рождаемся, Она смягчает наши испытания в жизни, Она с миром закрывает нам очи, Она просит для нас места упокоения на небе, Она молится о нас на Суде.
Возлюбленные верующие!
Все, кто хочет спастись, просите милости у Матери Божией и не ленитесь, молитесь
Невыразимы и неизреченны для языка дары и благодеяния, которые всегда раздает нам Матерь Божия, если мы прибегаем к Ней с верою во все дни наши. Поэтому все, кто хочет спастись, просите милости у Матери Божией и не ленитесь, молитесь, а не спите, пойте Господу, а не браните Его, благословляйте, а не кляните, нищих милуйте и не скупитесь, больных посещайте и не гнушайтесь, путников покойте и не противьтесь, в святой храм приходите и не нерадейте.
К Богу приходите и в мире пребудьте, с любовью давайте, чтобы в дар получить. В молитве друг с другом всегда встречайтесь, друг другу помогайте, ободряйте, утешайте и в один голос Пресвятую Деву Марию, родившуюся ныне, изрядными молитвами и великолепными песнопениями хвалите, чтобы радость о рождении Ее изобильно на нас сошла.
Никто из женщин-детоубийц да не дерзает, пока не оставит грех, просить помощи у Той, Которая стала наисвятейшей Матерью
Однако никто из грешных и нераскаянных да не дерзает устами оскверненными и сердцами нечистыми хвалить Богородицу. Никто из валяющихся в блуде да не смеет без слез лобызать икону Чистейшей Девы, Которую хвалит небо и земля. Никто из женщин-детоубийц, не желающих быть матерями, да не дерзает, пока не оставит грех, просить помощи у Той, Которая рождением Своим стала наисвятейшей Матерью из всех живших на этой земле. Никто из стыдящихся деторождения да не приступает смеясь, желая увидеть плод святых родителей, Иоакима и Анны, – Пречистую Деву, от века избранную быть Матерью Христа и Матерью всем нам.
Никто из младенцев и детей, непослушных родителям, да не ищет вскоре помощи от Девы и Младеницы Марии, бывшей смиренной Рабой и во всём послушной. Ни поносящие святыню, ни исполненные ненависти, ни лживые, ни пьяницы, ни непрощающие – никто из грешных да не ожидает помощи от Матери Божией, если прежде не простит другого, не раскается, не покается.
А кающиеся в грехах, памятующие о смерти, желающие путем исповеди положить начало жизни новой – все вы придите, дерзайте, приступайте: вас ждет Спаситель наш. Приходите, кайтесь, прощайте друг друга, исповедуйтесь, радуйтесь: вас ждет Матерь Божия, рождение Которой мы теперь празднуем. Придите, старое отбросьте, в одежду новую облекитесь: вас ждут святые на небе, ждет Церковь, ждут священники, чтобы прийти к вам на помощь, только придите.
Возлюбленные верующие!
Да будет известно нам, что каждый человек рождается на свет, чтобы выполнить одну или несколько ролей земных и Божественных. Одни рождаются, чтобы самим нести муки деторождения, другие рождаются, чтобы с трудом растить детей, а третьи – чтобы радоваться трудам своих продолжателей. Одни рождаются, чтобы быть только детьми, другие – чтобы быть отцами и матерями детей, а третьи – чтобы быть детьми без родителей или родителями без детей.
Одни рождаются, только чтобы слушать, другие – чтобы более учить полезному, а третьи – чтобы творить добро. Одни рождаются, чтобы веселиться, другие – чтобы более страдать, а третьи – чтобы утишать болезни и слезы человеческие.
Итак, все люди рождаются, чтобы радоваться хлебу, свободе и солнцу. Все рождаются, чтобы трудиться, чтобы страдать, чтобы умереть. Но самая главная роль, которую нужно выполнить людям на земле, – это познать Его, верить в Него и славить Бога. Эта роль обязательна и обща для всех людей в отличие от ролей земных, и не обязательных, и не общих всем.
Для убедительности приведем снова пример Матери Божией. Дева Мария не родилась для Себя. Она родилась для других, для всего мира. Она родилась для того именно, чтобы носить во чреве, в сердце и на объятиях Своих святых Христа, чтобы смирением соделаться Рабой Господней и быть для нас, людей, примером живым и достойным подражания. Потому Матерь Божия, в силу избрания Своего и святости Своей жизни, является величайшей Богоносицей (Теофорой), почитаемой и ангелами с небес, и всеми святыми, и людьми на земле.
Ее чествуют славные серафимы и грозные херувимы. Ее хвалят святые с небес и люди с земли. Ее почитает вся тварь. О ней вопрошает непрестанно Адам. Ее ищет Ева. О ней воздыхают матери. К Ее милости прибегают вдовы. На Нее возлагают упование грешники. Под Ее покровом укрываются страждущие. К Ее помощи прибегают путники. Ее призывают смертные. К Ее ходатайству и молитвам прибегаем и мы, грешные.
Но чтобы всегда радоваться Ее помощи и ходатайству, мы, ныне радующиеся Ее рождению, и чтобы радость наша была полной, должны последовать жизни Ее ангельской, то есть соделаться и нам богоносцами путем познания и хранения Его заповедей. Ведь для этого прежде всего и создал нас Бог.
Всякий христианин, кто слушает Христа, кто любит путь Церкви, кто живет со всеми в любви, кто оказывает милость нищим и не ненавидит никого, кроме греха, тот христианин истинный – христоносец. А кто не любит Церковь, кто всех ненавидит и не прощает, кто не исповедуется, не соединяется с Пречистыми Тайнами, тот лишен благодати Духа Святого, он оставлен в добычу диаволу и восстает грехом своим против Христа.
Будем следовать примеру Матери Божией!
Итак, если хотим носить Иисуса Христа в сердцах наших, будем следовать примеру Матери Божией, Чье рождение ныне празднуем. Будем носить в сердце страх Божий. В душе будем носить любовь Божественную. В уме держать всегда помысл о смерти. На устах – слова святой молитвы. В глазах будем иметь слезы покаяния, а на лице – радость примирения и единения со Христом.
Милостыней и молитвой соделаем дом наш церковью, а не пещерой адовой – пьянством и блудом. Объятия соделаем колыбелью для ребенка, а не орудием греха. Соделаем детей чадами Церкви и общества, а не разносчиками погибели.
Если так будем жить, станем истинными богоносцами, а Матерь Божия будет самой горячей Молитвенницей о нас, по молитвам Которой изольются на нас и радость Назарета, и достаток в жизни, и блаженство рая тоже будет с нами.
Аминь.
Архимандрит Иакинф (Унчуляк)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова
21 сентября 2015 г.
Статья с сайта pravoslavie.ru