Русская Православная Церковь 19 августа отметила один из 12 великих праздников — Преображение Господне. В этот день в храмах после торжественного богослужения принято освящать плоды нового урожая, поэтому праздник еще называют вторым, или Яблочным Спасом.
Всенощное бдение в канун праздника возглавил настоятель собора епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан, а в сам день Преображения Господня Божественную литургию совершил ключарь Вознесенского собора иерей Алексей Коновалов.
Праздник Преображения посвящен евангельскому событию, описанному евангелистами Матфеем, Марком и Лукой. Апостолы рассказали, что за незадолго до завершения земного пути Иисус вместе с Петром, Иоанном и Иаковом поднялся на гору Фавор. Там Его лик преобразился, а одежды сделались сияющими. С осененным небесным светом Христом беседовали пророки Моисей и Илия. Затем на гору опустилось облако, из которого раздался голос Божий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте».
«Фаворский свет был не только светом Божественной мудрости. Он был также явлением Божественной энергии. Бог передает Свою энергию окружающему миру. Она не видна, как не видна и физическая энергия, но ведь оттого сам факт ее существования никто не ставит под сомнение. Мы знаем, что физическая энергия существует — достаточно замкнуть электрическую цепь, и увидеть загоревшийся свет. Точно то же самое происходит в мире духовном. Божественная энергия не видна, но если мы подключаемся к этой энергии через свою веру в Бога, если мы входим в общение с Ним, то и внутри нас загорается Божественный свет, и мы начинаем видеть все, что необходимо, дабы не заблудиться в потемках духовного мира. Человек обретает мудрость и силу, обретает способность отличать добро от зла, обретает способность сопротивляться искушениям — тем самым опасным огонькам, которые чаще всего манят человека в пропасть. Божественная мудрость и Божественная сила делают человека сильным и способным сопротивляться самым тяжелым жизненным обстоятельствам и устремляться к Богу, навстречу вечному Божественному свету», — сказал в своей проповеди в день Преображения Господня патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
С преображающей Божественной силой связан и обычай освящения плодов в этот день. Как в день Богоявления «освящается вод естество», так и плоды освящаются Божественной благодатью. Первые христиане приносили в храмы виноград, а там, где он не так распространен,в том числе и в России, установился обычай освящать яблоки. Отсюда возникло и название — Яблочный Спас. Третий, или Хлебный Спас — праздник в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя — будет отмечаться 29 августа.
Фото Дарьи Тутубалиной.